Во второй половине дня мы дошли до посёлка, чтобы узнать как, что и во сколько идёт до Накуру, т.к. там нам надо было сделать пересадку на транспорт до Кисуму - нашего последнего пункта назначения. Мужчины, сидящие группой под деревом любезно сообщили нам, что машина стартует из посёлка в 6-00 - 6-30 утра. Прикупив манго, мы отправились морально разлагаться на наши диваны. А вечером торжественно доели последнюю консерву с сайрой, закусывая её помидорами, авокадо и хлебом - вкусно и нажористо.
Следующим утром проснулись в 5-00, резво собрали палатку и затемно вышли к дороге. Понаблюдав прекрасное многозвёздное небо, затем встретив очередной рассвет, я предложила всё-таки дойти до посёлка: мимо нас машина по дороге не проедет, да и узнаем есть ли она ещё там. Когда мы пришли на место, шофёр нам посигналил и сразу усадил, после этого машина поехала по улице, собирая грузы и пассажиров. Так что стартовали мы не раньше 8-00. Путь лежал опять через Маригат, где нас сдали на руки маршрутчику, а водители рассчитались между собой.
В Накуру забежали в супермаркет, где, как обычно, купили выпечку производства этой сети и йогурт. Зажевали это в маршрутке, пока она наполнялась, отбиваясь от предложений купить могущие пригодится в поездке товары, и поехали дальше.
Из Википедии:
Кису́му (англ. Kisumu) — главный город на западе Кении, третий по величине город страны.
Население Кисуму по данным на 2009 год составляет 394 684 человека; по данным переписи 1999 года оно насчитывало 345 312 человек. Является административным центром провинции Ньянза. Порт на озере Виктория (залив Винам); связан ж/д веткой с портом Момбаса, расположенном на берегу Индийского океана. Имеется аэропорт. Рядом с городом находится крупный сахарный завод. Высота Кисуму над уровнем моря составляет 1131 м.
Город был основан в 1901 году как терминал на Угандийской железной дороге и первоначально носил название Порт-Флоренс (в честь Флоренс Престон, жены инженера Р. О. Престона, руководившего строительством железной дороги). Получил статус города (city) в 1996 году. Кисуму — центр сельскохозяйственного района (сахарный тростник, зерновые, скотоводство). Предприятия текстильной, (хлопчатобумажные ткани), кожевно-обувной, пищевой (производство сахара, переработка рыбы) промышленности. Судостроение и судоремонт; рыболовство.
Недалеко от города находятся несколько природоохранных объектов (заповедник Кисуму, национальный парк Остров Ндере), где можно встретить бабуинов и гиппопотамов.
Бабушка 44 президента США — Сара Обама живёт в расположенной в 60 км от города деревне Когело.
В 1980 году в городе открылся Музей Кисуму.
Прибыли на автостанцию, от которой моторикшей побрались до центра города, попросив высадить нас у недорогого отеля. Наш шофёр и подвёз нас к отелю, который счёл недорогим для белых людей (на нём был значок Трипэдвайсор; все отели, которые им отметили, как правило дороже). Но мы прогулялись по улицам и нашли недорогой "Наташа отель", куда и заселились. Находился он на улице, пересекающей центральную, масса едален были рядом, а от двери на противоположной стороне (где располагался офис автобусной компании), чуть наискосок, отходили автобусы в Найроби.
Главная улица вела к заливу озера Виктория:
Викто́рия (Виктория-Ньянза, Укереве) — озеро в Восточной Африке, на территории Танзании, Кении и Уганды. Расположено в тектоническом прогибе Восточно-Африканской платформы на высоте 1134 м. Площадь — 68 тыс. км², объём — 8400 км³. Это второе по площади пресное озеро мира (после озера Верхнего). Наибольшая длина 320 км, ширина 274 км. Средние глубины 40 м (наибольшая 80 м). После сооружения в 1954 плотины Оуэн-Фолс озеро превращено в водохранилище. На озере множество островов. Впадает многоводная р. Кагера, вытекает р. Виктория-Нил. На озере развиты рыболовство (более 100 видов рыб, много эндемиков), судоходство. Главные порты — Мванза, Букоба (Танзания), Энтеббе, Джинджа (Уганда), Кисуму (Кения). На острове Рубондо (Танзания) — национальный парк, на острове Мабоко (Кения) в миоценовых отложениях обнаружены останки мартышковой обезьяны рода викториапитек.
Открыл озеро и назвал его в честь королевы Виктории британский путешественник Джон Хеннинг Спик в 1858 году.
Вот, что мы увидели:
Дальше я даже снимать не стала, разочарованная увиденным: дорога переходила в грунтовку, пересекающую железнодорожные пути, которая заканчивалась в воде, местные там мыли машину, а вдоль "берега" стояли едальни.
Где набережная, по которой, по словам путеводителей и интернет ресурсов, любит вечерами прогуливаться местная молодёжь? Где пляжи?
На следующий день мы решили, поднявшись по центральному проспекту вверх, идти направо в направлении берега, в поисках пляжа или просто доступа к этому самому берегу.
Не тут-то было! Шли, шли по жаре - то порт и Ж/Д пути, то гос.резиденция, то школы за забором, то огороженные отели (((.
- ближе не подойти - Ж/д пути и порт.
Вернулись ни с чем и, спросив у нашего портье-охранника где можно купить кенийского кофе в зёрнах, отправились по супермаркетам. Спросили мы о кофе потому, что хоть Кения и Танзания его производят, в зёрнах он есть не в каждом магазине: растворимого полно - даже Кофе-Пеле есть наш, отечественный, с аннотацией на русском на обороте (она была на первом и главном месте - это наш кофе). Я купила аж по 2 кг местного кофе и чая. Ещё взяли масалы для чая.
Счастливые, по возвращении благодарили нашего советчика, который тоже был счастлив, что его совет пригодился.
Купили билет на автобус в Найроби, с выездом в 10 вечера: девушка - кассир сказала, что путь займёт 12 часов (хотя по моим прикидкам выходило не больше 8-ми), т.к. решили сэкономить на отеле.
Почти весь следующий день убивали в парке:
где к нам приставали мальчишки-попрошайки - нюхатели клея; да ходили то за свежевыжатыми сокам, то за мороженым, то в кафе.
Вечером, забрали вещи из отеля, сели в автобус на наши сиденья 1-го класса, и в Найроби.
Заснуть мне почти не удавалось: немного дремала, немного в окно таращилась. Открыв глаза в очередной раз, в шоке увидела очертания небоскрёбов - они есть только в столице, а за окном ночь. Разбудила Славу, показала. Приехали - 4-00 утра. Сэкономили. Вышли из автобуса, размышляя о том, что придётся искать такси и объяснять, где наш неприметный Террас-отель. Пока получили вещи и советовались, автобус отъехал, а от дверей открывшегося здания нам махал рукой сотрудник, приглашая внутрь. На втором этаже там стояли сиденья как в самолёте, на которых, найдя свободные, мы и устроились до утра.
Утром, приведя себя в прядок в туалете (там не только в туалет можно сходить и зубы почистить, но и душ принять. Цена за душ шла отдельно), дошли до отеля и заселились. После завтрака пошли искать магазин сувениров с фиксированными ценами, в который Славу в прошлый его визит водила местная девушка. Сколько мы спрашивали местных, сколько магазинов посетили: то дорогих, то с маленьким ассортиментом! Но пара парней направили и довели-таки нас туда, куда нужно. Мы купили немного деревянных животных, шкатулку из мыльного камня, стопки с африканскими животными. Традиционную кружку для подруги (с масаями) я купила раньше, на Занзибаре.
А потом мы набрели и зашли на рынок
: там этого добра было вообще не счесть, но у нас уже всё было.
Напоследок, вид из окна отеля:
Вот и всё: на следующее утро мы не спеша позавтракали, сдали номер и сели на городской автобус до аэропорта. В этот раз ехали по прекрасной дороге, не то, что по приезду в город, но в нескольких минутах до аэропорта автобус остановился и всех попросили выйти с вещами. Мы вышли, прошли хлипкий КПП, где человек в форме спросил нас, что у нас в рюкзаках. Мы ответили, что там всё для путешествия, он кивнул, мы прошли к остальным, снова сели в автобус и доехали до терминала.
Наши 40 дней в Африке закончились.